Представим следующее. Вы прилетели в Сочи, Екатеринбург или Тверь в командировку. Впервые. Покинув здание типичного вокзала под неразборчивое кондукторское «Скорыйпоездотправляется…», вы ощущаете легкое чувство голода, а может и не легкое. Открываете 2ГИС, вбиваете «Кафе», ставите фильтр «Рядом» и строите маршрут к ближайшему, пусть и не самому солидному кафе. Так ранее неизвестное вам кафе сделало продажу онлайн, просто присутствуя в ГИС.


Сегодня бизнес может пользоваться как 2ГИС, так и различными геосервисами, например, «Google.Карты» или «Яндекс.Навигатор», чтобы рассказать о себе локальной аудитории – простыми словами «для тех, кто поблизости». Хотя раньше в этих целях использовалась исключительно наружная реклама (баннеры, указатели и т.п.). Из этого кейса вы узнаете, что такое геомаркетинг, что в него входит, какому бизнесу он подходит, с чего начать внедрение и как просчитать его эффективность.
Геомаркетинг: что это и как работает?
Рассматривая виды маркетинга для продвижения бизнеса, мы обязательно рано или поздно наткнемся на геомаркетинг. Он является симбиозом геомониторинга и маркетинга и одновременно похож как на SEO, так и на SMM. Речь о перечисленных выше геосервисах от Google и Яндекс, и, конечно же, 2ГИС.
У понятия geomarketing есть еще одно определение, которое отличное его характеризует: сарафанный маркетинг. В него также входит геомаркетинговое исследование, а вот геомаркетинговая аналитика, с которой его часто путают – более широкое понятие, ведь гео аналитика применима для многих отраслей, а гео маркетинг – нет.
Геосервис работает так: вы вбиваете запрос (кофейня, парикмахерская или шаверма), а система выдает результат, опираясь на вашу локацию. Геосервис автоматически фиксирует местонахождение пользователя, а на карте (и списком слева) ему предлагаются те организации, которые поисковая система посчитала наиболее релевантными.

Пока что поисковики не могут визуально оценивать карточки, поэтому ранжирование происходит с учетом факторов, которые никто не раскрывает – но используя последние методы исследований, можно составить общее представление о них.
Так, одно из последних исследований факторов ранжирования в поисковой системе Google позволяет выяснить, какие же факторы наиболее важны для ранжирования карточек. Основные понятия:
- сигналы карточек: близость расположения, категория бизнеса, степень заполнения, обновления информации в карточке и т.д.;
- отзывы: общий и ежедневный объем отзывов, частота появления в карточке, число ответов на них;
- поведенческие факторы: это может быть число посещений сайта, полученное из карточек, звонков или проложенных маршрутов;
- общего числа упоминаний вас в различных интернет-источниках.
Опираясь на эти принципы, бизнесу довольно нетрудно привести карточки в порядок, чтобы увеличить шансы их видимости для потенциального клиента и повысить их конкурентоспособность в сервисах карт.
Интересный факт. Даже если собственник (или специалист по маркетингу) не регистрируется в геосервисах, это может сделать любой другой пользователь. Ведь геосервисы ведут вполне прозрачную политику, согласно которой карты – общественное место, а значит, любой может добавлять и менять карточки (например, изменить часы работы и т.п.). Чтобы кто-то из недоброжелателей не изменил данные в невыгодную для вас сторону, стоит уделять время корректировке карточек.

Геомаркетинг будет максимально эффективным лишь при условии регулярной работы с сервисами. Мало просто создать карточки и не вспоминать о них. Нужно проходить верификацию, актуализировать информацию, регулярно работать с отзывами и вопросами, контролировать обновления геосервисов. Все это поможет попасть карточке в «шапку» поисковой выдачи, а значит, людям будет проще найти вас. Регулярность работы зависит от таких факторов как размер компании, численность филиалов, клиентской активности и специфики бизнеса или проекта.
Так, в крупных корпорациях для этих задач выделен целый специалист, который заходит ежедневно на сервисы, читает и отвечает на отзывы (которые поступают обычно в большом количестве), занимается закупкой георекламы.
Если у вас целая сеть магазинов, проверка карточек должна быть систематической, ведь чем больше карточек, тем выше вероятность ошибки. А если бизнес маленький и без филиалов с ограниченным числом клиентов, то достаточно посетить карточку раз в месяц, а еще лучше – настроить уведомления.
Геомаркетинг: в чем ценность?
Сегодня люди решают повседневные задачи исключительно при помощи смартфона: вызывают такси, заказывают еду курьером, покупают аксессуары и одежду, записываются на косметологические процедуры и на приемы к врачам, юристам и т.п. В связи с этим геомаркетинг не только позволяет привести на сайт трафик и исследовать конкурентов, но и предлагает как минимум 4 основных ценности.
Ценность 1. Всегда поблизости
Поисковая система помогает проложить маршрут между локацией пользователя и бизнесом, в услугах которого он нуждается. Например, как в примере вначале статьи, когда вам удалось в чужом городе быстро найти кафе.
Ценность 2. Актуальность информации
Если вы следите за карточками, клиент всегда попадет к вам – ваша геолокация будет точной, а поэтому опыт обращения к вам будет позитивным.
Ценность 3. Повышать посещаемость
Если добавить в карточку любого из геосервисом дополнительные данные, такие как соцсети, телефонные номера, сайт, электронную почту и быстрые ссылки для заказов/брони, вы значительно повысите шансы на то, что выберут именно вас – ваш хостел, ваше блюдо, вашу услугу.
Ценность 4. Это недорого
Стоит отметить, что из всех рекламных инструментов маркетинга, геомаркетинг – самый недорогой, можно сказать даже условно бесплатный. Запустить его можно с нуля, не потратив ни рубля. Деньги понадобятся только, когда вы захотите воспользоваться платным продвижением в гео сервисах или будете сотрудничать со сторонними платформами.
Каким бизнесам подходит геомаркетинг?
При анализе потребительских рынков достаточно нетрудно определить акутальность геомаркетинга. В целом и общем аналитика показывает, что marketing geo – ресурс, который может использовать любой офлайн-бизнес. То есть, если ваш бизнес – это место, куда приходят, чтобы получить услугу, то внедрить геомаркетинг просто необходимо.
- Магазины, ларьки, киоски – от небольших торговых точек и объектов до торговых центров.
- Кофейни, рестораны, кафе. Геомаркетинг нужен как для пекарни кондитерской или, так и сервиса по заказу и доставки суши.
- Аптеки, ЛПУ, медицинские центры, лаборатории и т.д.
- Объекты банковской сферы и страховые компании.
- Театры, кино, зоопарки, аквапарки, центры развлечений.
- Пункты выдачи заказов из интернет-магазинов.
- Для салона красоты, СТО и подобных компаний геомаркетинг не менее актуален.
- Для городского гостиничного продукта – выше среднего геомаркетинг нужен в туризме.
- Для компаний по аренде недвижимости – чтобы клиенты могли найти месторасположение коттеджного поселка и другой загородной недвижимости и посмотреть объект в любое время.
- Для культурно-туристических объектов: от музеев иллюзий до стадионов нефтяных компаний, на которых проходят ЧМ и т.д.
Итого, в России геомаркетинг решает целый ряд бизнес-задач. Поэтому бизнес (как малый, так и средний) имеет возможность заявить о себе для конкуренции с более крупными рыночными игроками. А крупный бизнес, используя методы геомаркетинга, может поддерживать клиентский поток в пределах всего города и даже района.

Геомаркетинг – это о том, чтобы быть там, где вас ищут потенциальные клиенты.
Стоимость геомаркетинга в 2022 году
Как мы уже говорили, этот инструмент бесплатен. Но при таких условиях:
- вы не используете специальные платформы-посредники;
- не рекламируетесь;
- не платите за приоритетное размещение вверху списка.
Реклама и приоритетное размещение – допуслуги, которые закупают на площадках для продвижения и на это требуется определенный бюджет. Это может повлечь за собой такой обязательный расход как оплата услуг сотрудника, который внесет ваш бизнес в геосервисы, будет контролировать актуальность данных в карточках и своевременно обрабатывать отзывы. Эти обязанности можно возложить на маркетолога, пиарщика, SMM-менеджера и даже копирайтера. Если таких сотрудников в компании нет, можно для эффективности делегировать управление специальному агентству или оплатить услуги платформы – выбирайте, как будет более выгодно.
Внедрение: что нужно?
Вам необходимо следующее:
- Данные: адреса, телефоны, e-mail, ссылки на сайты и социальные сети и т.д. Информацию нужно подготовить, систематизировать и актуализировать.
- Время одного из сотрудников: нужно четко определить, чьи это будут обязанности, и сколько времени сотрудник будет затрачивать на заполнение и актуализацию карточек.
- Онлайн-присутствие требует терпения: при 10 и более филиалов, у каждого должна быть индивидуальная карточка и добиться ее подтверждения. Одна карточка на все филиалы – не подойдет. Работа рутинная и кропотливая, особенно, если заниматься этим вручную и не автоматизировать процессы.

Внедрение геомаркетинга: как это сделать?
Для внедрения в компанию геомаркетинга есть вполне подробная пошаговая инструкция:
- Соберите всю необходимую информацию, включая такой контент: почту, соцсети, телефоны и адреса. Если ваш бизнес – это кафе, то не помешает привлекательное меню с ценами, для косметологии – прайса на услуги и т.д.
- Поставьте цели: в каких сервисах вы намерены присутствовать – будут ли это только популярные площадки или не только. Не забывайте про специализированные «плацдармы» для геомаркетинга, например, такие как Tripadvisor для отелей.
- Следите за фейками. Если ваша карточка не верифицирована, то любой может использовать карточку вашей компании и добавить любой адрес на любой территории, даже в США или Великобритании. В итоге, потенциальные клиенты могут попросту не попасть на вашу геопозицию. Не гнушаются такими методами даже конкуренты – стоит максимально ограничить такое взаимодействие.
- Прочтите внимательно редполитику и правила геосервисов и укажите все, что требуется: координаты, категорию вашего бизнеса, название компании, логотип и т.п. Найти правила вы можете на официальном сайте каждого из популярных геосервисов.
- Верифицируйте карточку – это будете означать, что ваша компания действительно находится по выбранному вами адресу. После верификации вы можете удалять изменения от сторонних лиц, давать ответы на отзывы, подключать соцсети и т.д. Если вы этого не сделаете, будьте готовы к тому, что кто угодно сможет чистить отзывы и фотографии, менять контактные данные и т.п.
- Используйте все возможности с умом. Пользователи могут не только рассказывать о вас в отзывах, но и добавлять фото в ваши карточки, если были у вас и пользовались вашими услугами. А это – дополнительный рекламный инструмент и плюс к репутации. Живые настоящие фото – это замечательно, но они не всегда выгодные и красивые (а иногда и вовсе ошибочные из условной «Пельменной» за углом), поэтому можно жаловаться на такие снимки и они будут удалены.
- Комьюнити-менеджмент. Выделите сотрудника маркетингового отдела, который внедрит Tone of voice и будет грамотно работать над отзывами.
- Регулярно (желательно каждые 3 месяца) обновляйте данные и актуализируйте свое присутствие по вашему адресу, чтобы вся публичная информация была максимально актуальной.

Не только преимущества, но и недостатки: возможные сложности
Примеры возможных сложностей включают следующее:
- На верификацию нужно минимум 14 дней, а то и 30. Форматы проверки у каждого сервиса отличаются, иногда странные, а порой и очень неудобные. Так, в «Яндексе», могут додуматься позвонить вам среди ночи, если вы написали, что график работы 24/7 или даже прийти к вам по адресу, чтобы проверить, действительно ли вы существуете как бизнес.
- Порой огромный поток комментариев и отзывов, которые сложно контролировать. В торговле и других сферах есть много специфичных бизнесов, которым ежедневно задают десятки вопросов. А если речь идет о десятках филиалов, это выливается в сотни обращений. Без привлечения платформ для автоматизации и сбора заявок в одном кабинете в таком случае не обойтись.
Измерение эффективности
Аналитика геомаркетинговых данных доступна бесплатно во всех популярных геосервисах, включая «Яндекс.Карты», «Гугл карты» и пр. Пример для «Яндекс.Справочник»: сервис выводит информацию о показах; о том, по каким запросам вас чаще всего ищут и находят; с каких устройств/сайтов были переходы, а также покажет конкурентные компании в радиусе километра и продемонстрирует действия, которые происходят в ваших карточках.

Выводы
Гео в маркетинге (или геомаркетинг, географический маркетинг) – это что-то общее между SEO и SMM. Он предполагает работу в специфичных поисковых системах.
- Геомаркетинг появился с развитием маркетинговых геоинформационных систем и обещает оставаться с нами надолго, поэтому его можно рассматривать как инструмент для бизнеса, так и как бизнес.
- Геомаркетинг – это ваша собственная презентация на картах, это быть всегда рядом с теми, кто вас ищет, быть удобным и узнаваемым.
- Эффективность геолокационного маркетинга зависит от регулярности работы с сервисами – мало просто завести карточки, нужно постоянно следить за их актуальностью, фото и отзывами. Заниматься карточками нужно на постоянной основе, особенно крупному бизнесу – будь-то сеть ресторанов или крупный загородный проект.
- Геомаркетинговые модели продвижения подходят любому бизнесу – для застройщика, косметолога, пиццерии или крупной фирмы.
- Геомаркетинговые системы доступны всем, ведь у геосервисов масса бесплатных инструментов. Максимум на что нужно потратиться – зарплата сотрудника, если у вас много филиалов. Закупать георекламу стоит только крупным компаниям.
- Можно использовать только популярные геосервисы, например, «Карты Google» или 2ГИС. Заниматься геомаркетингом – это усиливать свое онлайн-присутствие и точка.